Обзоры

Вектор 4×4 — наш вездеход

Людям, странствующим по родной земле по зову сердца или рубля — охотникам, туристам, геологам — всем им хорошо знакома ситуация, когда надо проехать из точки а в точку б, но дороги между ними не проложили, есть только направление, так сказать, вектор перемещения в пространстве. на чем ехать? например, на «Векторе 4×4».

Первое ощущение — перед нами самоделка, коих существует в нашем отечестве множество, и если бы можно было рассказывать обо всех, то никакого журнала бы не хватило. Однако «Вектор 4×4» — коммерческий продукт, и речь идет о мелкосерийном производстве, правда, пока выпущенных экземпляров лишь единицы. И один экземпляр не похож на другой, хотя выбранная концепция прослеживается четко. «Вектор» — машина мостовая, с управляемыми передними колесами, упор делается на открытый кузов. Впрочем, на стапеле в сборочном цеху компании я заметил «Хантер», белоснежный, только что с завода, и под него подводили модернизированные ведущие мосты, рассчитанные на большие колеса. Это доказывает, что главная идея существования этой небольшой компании — создание техники для жесткого бездорожья. На улице ждали своего часа видавший виды ГАЗ-66 и грузовик MAN. Но вернемся к «Вектору» — собственной разработке компании, ее визитной карточке.

Право выбора оснащения и «начинки»

Экземпляр, предоставленный нам на тест, басовито рыкнул дизелем, когда я дал сигнал к отправлению. Под капотом — «мерседосовский» дизель, разумеется, б/у. Тут же по рычагу на центральном тоннеле обнаружилась АКП в трансмиссии — мотор поставлен в комплекте с «автоматом». По мостам крутящий момент распределяет раздатка от Gelandewagen — таким образом мы имеем постоянный полный привод с принудительной блокировкой межосевого дифференциала и с понижающей передачей. Все перечисленное — один из возможных вариантов машины. Базовая комплектация проще и дешевле, она включает в себя бензиновую «четверку» ВАЗ-21083 вместе с родной КПП. Хотя силовой агрегат стоит продольно, раздатку, как можно было бы ожидать, никто не отменял — ее заимствуют у уазика (и сразу ставят в нее мощную понижающую передачу). Очевидно, что при подобной схеме дифференциал в КПП намертво блокируют, и один из выходных валов КПП вращается вхолостую. Эта комплектация предусматривает установку уазовских ведущих мостов «спайсер», доработанных под тяжелые условия эксплуатации — с усиленными полуосями и поворотными кулаками.

Поклонники УАЗов и несколько больших, чем у вазовских легковушек, мощностей, могут заказать вездеход с ЗМЗ-409 под капотом. Те, кто мало доверяет всему отечественному, вправе рассчитывать на импортный дизель [как в нашем случае), ведущие мосты от Nissan Patrol или Toyota LC — как говорится, «любой каприз за ваши деньги».

Какие у вас колеса?

Мы отправляемся месить грязи на вездеходе со «спайсерами» под рамой, но усиленной конструкцией мостов тут дело не ограничилось — пошли гораздо дальше: для избавления трансмиссии от избыточных нагрузок, повышения надежности машины, ее проходимости применили бортовые редукторы. Не от «ульяновских вояк», что встречается в практике отечественного вездеходостроения довольно часто, а собственной разработки — начиная от корпуса и заканчивая начинкой. Паре шестерен внешнего зацепления под силу реализовать понижение в 2,5 — 2,87 раза. Передаточное число выбирают исходя из диаметра колес.

Рождению «Вектора 4×4» предшествовало полтора десятка вездеходов на шинах низкого давления, сконструированных Владимиром Дмитриевым. Автомобиль может комплектоваться любыми шинами низкого давления различных производителей («Авторос», «Арктиктранс», SProfi, «Трэкол»). На данной модели установлены бескамерные двухслойные шины низкого давления SP 1300×530-21″ с колесными дисками собственного производства, ведь помимо разработки и производства вездеходов и снегоболотоходов основным видом деятельности компании является производство специальных дисков с бэдлоками для всех моделей выпускаемых шин низкого давления. Диски торговой марки «Вектор 4×4» уже давно завоевали доверие любителей бездорожья в России, Казахстане, Белоруссии, Румынии, Исландии и Канаде.

Напомним, что под стать колесам подбирается оптимальное передаточное число бортового редуктора.

Подвеска, на пружинах или рессорах

Двигатель, трансмиссия, колеса — чего-то не хватает для того, чтобы получился автомобиль. Если вездеход может обойтись без подвески, и тому есть примеры, то автомобиль — никак! Впрочем, официально «Вектор 4×4» — это именно вездеход: для законной езды на нем нужны права тракториста-машиниста категории А2 и соответствующий номерной знак, но… не будем отвлекаться от темы. В базовой версии машины — обычная рессорная подвеска, однако тестируемый мною аппарат имеет продольные рычаги и пружинные стойки с гидравлическими амортизаторами внутри. Идея не новая, широко применяется в автоспорте, ее очевидные плюсы — обеспечение огромных ходов подвески.

У этого решения есть и обратная сторона — при ходе сжатия колесам нужно куда-то деваться, поэтому колесные арки получились очень большими. Сзади они съели значительный объем полезного пространства салона — получился довольно узкий центральный проход и высокие скамейки по бортам, водруженные на спины колесных арок. Но спереди вполне просторно, хотя ноги и упираются в передний щит. Хорошо, что сиденья регулируются в широких пределах.

Рама, кузов, алюминий

Повсюду — алюминий. Если во внедорожниках, подготовленных для оффроуда, он чаще встречается под ногами в виде серебристых листов с противоскользящей насечкой, то здесь легкий металл со всех сторон, разве что панели обшивки кузова гладкие и крашеные. Скелет «Вектора» представляет собой стальную раму, сваренную из профилей, и жестко закрепленный на ней, тоже стальной, каркас (клетку), изготовленный из холоднотянутой трубы. Клетка в нужных местах обшивается алюминием. В итоге сухой вес вездехода составляет 1200 -1300 кг. Конечно, не всем по душе открытый кузов, как у багги. По заказу могут построить и «настоящий автомобиль», с закрытым и даже утепленным салоном.

После подобного экскурса по конструкции вездехода мы, наконец, отправились на нем в «пампасы», совершенно истомившиеся по зиме, хотя до Нового года оставались считанные дни. Но зато есть где побуксовать — грязь очень качественная! Небольшая поездка, конечно, не в состоянии раскрыть все повадки «Вектора 4×4», но она убедила меня в том, что автомобиль вполне состоялся, конструкция его отработана. Доведется — с удовольствием отправлюсь на этом вездеходе в серьезный пробег.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button