Короткий тест и обзор ГАЗ-66
Самым массовым полноприводным грузовиком советской, а затем и российской армии являлся ГАЗ-66. Его ласково называли «Шишига» из-за двух цифр «шесть» в номере модели. Серийное производство двухосного автомобиля грузоподъемность 2 тонны началось в июле 1964 года. ГАЗ-66 первым среди отечественных автомобилей получил государственный знак качества. Компоновка и облик были продиктованы военными. У этой бескапотной машины двигатель находится в кабине, что позволило сделать шишигу компактной и добиться хорошей развесовки. Такие качества необходимы не только на бездорожье, но и при переброске транспортным самолетом и при парашутировании. Малые свесы спереди и сзади и большой дорожный просвет полезны при преодолении высоких препятствий. Стекла кабины плоские. Водительское место спартанское. Из удобств пожалуй только отопитель. Руль большой, почти горизонтальный. Рычаги коробки передач и раздатки где-то сзади. Забираться на водительское место с непривычки несколько проблематично. Для этого тут оригинальная подножка в виде кольца на ступице колеса. Немного тесно из-за широкого капота двигателя. Тем не менее, тут два полноценных места. Но у такого капота есть и плюсы. Об этом знают те, кому приходилось ночевать зимой в кабине, теплый он.
Двигатель ЗМЗ 66-06 — это компактная V-образная алюминиевая бензиновая «восьмерка”, рабочим объемом 4,25 л. и мощностью 120 л.с. Она питается дешевым 72 и 76 бензином. Проста, неприхотлива и почти неубиваема. Внушительный крутящий момент 284 нМ, со средним расходом топлива 24 л/100 км.
С течением времени базовый двигатель постоянно модернизировался и с середины 80-х годов прошлого века на шишигу стали ставить мотор ЗМЗ-511/513. Улучшилась конструкция и немного повысилась мощность – до 125 л.с.
С 1993 года на ГАЗ-66 стали ставить новый дизельный 4-х цилиндровый двигатель ГАЗ-544, мощность которого составляет 85 л.с. Этот агрегат ставился на машины вплоть до завершения их выпуска в конце 90-х.
Любое действие водителя в этом автомобиле сопровождается неким звуковым эффектом. Поворачиваете руль – гудит, переключаете скорость – трещит. Зато благодаря усилителю, руль даже на месте вращается без особых усилий.
Вот она снежная целина. Очень удобно, что капота нет, хорошо видно куда едешь. Включать пониженную передачу и полный привод полагается перед бездорожьем, после полной остановки машины. ГАЗ-66 с такой радостью давит сугробы, что понимаешь – вот её родная среда.
Всего выпустили около 1 миллиона этих грузовиков. Последний ГАЗ-66 сошел с конвейера в 1999 году. Но и сейчас этот автомобиль используется не только в армии, но и в большом количестве находится в частных руках. Используют его активно рыбаки, охотники и другие любители забраться подальше и поглубже, благо таких мест у нас в стране предостаточно. Покупают его как в виде б/у, так и с ранения из воинских частей. Техническое состояние таких машин очень хорошее. Для них проводят предпродажную подготовку, заменяют все резинотехнические изделия (шланги, патрубки и т.п.), проверяют электрику, меняют АКБ и резину на колесах. Запас парка машин активно распродают, т.к. идет обновление техники и на смену шишиге в армии пришел ГАЗ-3308 разных модификаций (33081-33088), а также машины с таким звучными названиями как «Тайфун», «Торнадо», «Тигр».
Парадоксально, что не очень удобный для водителей ГАЗ-66 был любим солдатами.
Спасибо парням с портала Miniteh за предоставленный на тест автомобиль: http://miniteh.com/articles/Obzory/GAZ-66—nasha-Shishiga