Yamaha SR Viper MTX LE — лучший горный снегоход
Это был самый настоящий пендель! Бесцеремонный и внезапный, как холодный душ. Тест-драйв лучшего 4-х тактного горного снегохода всех времен, пожалуй, наиболее сильный мотиватор бросить все дела, семью, забыть о курсе доллара, о цене барреля нефти марки Brent, послать подальше демографические проблемы Европы, экономические проблемы России, политические сложности Прибалтики и Украины и… уехать в горы! Недели эдак на две, а то и три.
В Альпы
К несчастью (или к счастью), бросать ничего не пришлось: променять такие интересные позиции как сирийский вопрос или свежие рыночные котировки черного малосернистого золота на какие-то там искрящиеся заснеженные вершины мне, как и миллионам соотечественников, не позволил рухнувший в тартарары уровень жизни. А посему, горные пейзажи пришлось искать в самом ближайшем Подмосковье…
Эх, горы, горы… Чего это я так привязался к этим горам, спросите вы. Ведь тестировать снегоходы можно и в нашей полосе. Тем более что снега этой зимой было много. Настолько, что коммунальные службы едва справлялись, и пару раз даже, в часы полного бессилия человека перед стихией, город застывал, охваченный белоснежной комой. Красота!.. Такие условия благоприятствовали прогулкам на снегоходах за пределами мегаполиса — на водоемах и в полях. На открытых площадях глубина снежного покрова повсеместно была чуть ниже колена, а местами доходила почти до метра. Воздушный, искрящийся белизной пухлячок — рай для утилитарной техники!
А вот для горного 135-сильного снегохода, оснащенного длинным 162-дюймовым траком, подобного раздолья явно маловато. Yamaha SR Viper МТХ LE, словно недоедающий новобранец в первые месяцы службы, в буквальном смысле страдал от острейшей нехватки снега. Периодами, там, где покров был слишком утрамбован, во избежание чрезмерного износа дорогостоящей гусеницы приходилось даже прибегать к помощи специальных «якорей»: металлические крючкообразные усы в открытом положении забрасывают дефицитный снег внутрь гусеничного движителя, обеспечивая должную смазку трущимся элементам.
Страдал от отсутствия альпийских пейзажей за окном и пилот! Ведь в подобных унылых условиях очень трудно раскрыть добрую половину превосходных качеств «горника». Да что там раскрыть — на мелком снегу тяжело будет даже «подобраться» к ним, не охладев на полпути.
Узкий, длинный, мощный снегоход Yamaha SR Viper МТХ LE
Попробуем разобраться. Управление горным снегоходом, в принципе, очень специфично, а уровень необходимых для маневров манипуляций, по сравнению с теми же операциями на утилитарном собрате, вдвое (а то и втрое) сложнее. Например, если для простого разворота на утилитарной машине нужно лишь слегка переместить вес тела внутрь поворота, повернуть лыжи и на тихом ровном ходу развернуться, то на длинном «горнике» этого набора, скорее всего, будет недостаточно. Обычный разворот потребует не просто перенести вес, а с помощью контрруления завалить аппарат на бок и на довольно бодром ходу совершить маневр, «открывшись» по его завершении для выхода из «положения лежа». Это если под вами достаточно снега. В противном случае придется переступить обеими ногами на внутреннюю (по отношению к повороту) площадку (подножку) и свеситься. Специфические особенности с непривычки грозят опрокидыванием, стоит только зазеваться и без должной подготовки крутануть лыжи.
«Гадюка» имеет невероятно длинную и очень узкую базу — «протяженность» снегохода составляет 3380 мм, а ширина (регулируемая) его колеи — всего 978 мм (в максимальном значении). По вполне понятным причинам, в отсутствие снега любой резкий поворот на Yamaha SR Viper МТХ LE становится жесткой проверкой навыков пилотирования и уровня физической подготовки пилота (а попутно и крепости его портков). Однако, как только попадаешь в нужные условия, чрезмерная валкость Viper MTX из недостатка превращается в преимущество. Благодаря узкой колее и выверенной развесовке перекладывать снегоход — истинное удовольствие. Когда вот-вот прочертишь плечом пухляк, балансируя на одной лыже, и по нажатию курка газа на долю секунды взлетаешь над поверхностью, чтобы тут же нырнуть в противоположную сторону, невольно проводишь параллели как минимум с гидроциклом, а как максимум — с известным винтовым пикирующим бомбардировщиком. В такие моменты ощущается невероятная близость к состоянию полета.
Кроме специфической геометрии аппарата, в красочности всего без исключения арсенала эмоций «виновна» феноменальная дружелюбность доработанной передней подвески. Система SRV-M — аналог передней подвески Arctic Cat серии М (Arctic Mountain Подвеска), которая в версии Yamaha серьезно облегчена по сравнению с предыдущей модификацией, и благодаря усовершенствованной конструкции не мешает бороздить глубокий снег. Кроме того, корригированная форма лыж ProClimb 7 не дает тяжелому 4-тактному снегоходу тонуть в глубоком рыхлом снегу, а их подвесная система позволяет в лоб штурмовать серьезные въездные углы без риска сломать полозья.
Не стоит обделять вниманием и ту «деталь», без которой «Гадюка» не смогла бы так легко форсировать даже отвесные стены — силовую установку. Ведь она по праву может считаться изюминкой серии SR Viper MTX! В отличие от большинства конкурентных моделей, здесь использован не 2-, а 4-тактный рядный 3-цилиндровый двигатель, развивающий максимальную мощность 135 л.с. Разумеется, система питания — впрыск топлива, с жидкостным подогревом. Одна из особенностей 12-клапанного японского мотора — возможность сравнительно простой и быстрой установки турбины, после чего производительность рядной «тройки» возрастает до впечатляющих… 185 л.с! И хотя официально в Россию турбо-комплект не поставляется, я уверен, что для того, «кто ищет…», проблем возникнуть не должно.
И все же, несмотря на хвалебные отзывы и впечатляющие характеристики, в процессе теста обнаружился один, как мне кажется, весьма серьезный недостаток установки — система смазки «мокрый картер». Поймав «уши» (а такие случаи при покорении гор нередки), приходится сразу же выключать зажигание, а поставив снегоход на лыжи, ждать пока масло стечет. В боевых условиях это не всегда удобно (а иногда и невозможно).
Но даже это не пугает как клиентов Yamaha, так и почитателей другой именитой снегоходной марки: точно такой же двигатель (как, впрочем, и точно такая же ходовая) применяется и на некоторых горных снегоходах Arctic Cat серии М. Рядная «тройка» заслужила повсеместное уважение, прежде всего, благодаря своей надежности, и устанавливается на эти горные снегоходы даже в ущерб конечному весу моделей и несмотря на известные ограничения в эксплуатации.
Эргономика спортсмена
А еще двигатель Viper звучит! Он дарит вам не какой-нибудь 2-тактный дискант «дрз-дрз-дрз»… Литр рабочего объема 4-тактного мотора наполняет округу всеобъемлющим утробным рычанием. Дрожат ветки ближайших деревьев, того и гляди лавина сойдет (может, все-таки к лучшему, что я не в горах…)! Стоит лишь слегка прижать «спусковой крючок» дросселя, как рык повышается на пару октав, сменяется ревом, и 280-килограммовый аппарат срывается вперед.
Для того чтобы плавно тронуться на SR Viper МТХ необходимо невероятно филигранно оперировать курком газа: вариатор подхватывает не мгновенно, и если переборщить с открытием дросселя к тому времени, как приводной ремень придет в движение, двигатель уже успеет «проглотить» «низы» и начнет «бить копытом» в ожидании стремительного старта. В таком случае начало движения, как правило, заметно резче ожидаемого. Пилоту необходимо крепко держаться! Благо эргономика «рабочего места» позволяет переносить и более серьезные перегрузки.
Высокий вертикально установленный Т-образный руль очень располагает к езде стоя. И именно в таком положении ехать удобнее всего. Оно и понятно — вряд ли у кого-то получится эффективно «играть» весом чуть больше четверти тонны из положения сидя… Однако, на случай продолжительного спокойного переезда сидение SR Viper MTX оснащено подогревом с двумя температурными режимами. «Диван» даже позволяет ехать вдвоем, однако его форма к этому не располагает. Кроме сидения подогреваются рукоятки руля и массивный курок газа. Последний сделан поистине необъятных размеров, вероятно, для того, чтобы им было легко оперировать под снегом или в крупных теплых перчатках.
Вообще, сказать, что Yamaha SR Viper MTX — это прогулочный и на 100% дружелюбный снегоход, значит соврать. «Гадюка» обладает резко выраженными спортивной комплекцией и характером. Оснащенная бескомпромиссным 162-дюймовым траком С усилителемClaw с гигантскими 3-дюймовыми грунтозацепами, по-настоящему покориться она сможет только профессионалу. Определенно, снегоходы той же серии, но с меньшей гусеницей, будут существенно комфортнее для райдеров-любителей: такие аппараты намного лучше приспособлены к условиям средней полосы России, где с Альпами, как известно, проблемы… Но если вам повезло жить в месте, откуда видны белоснежные вершины гор, Yamaha SR Viper MTX LE — прекрасный выбор!
Технические характеристики Yamaha SR Viper MTX LE
Двигатель
- Объем: 1049 см3
- 4-тактный, 3-цилиндровый, рядный, Genesis® High Ходовые характеристики
- Охлаждение: охлаждение, инжектор
- Мощность: 130 л. с.
- Система зажигания: TCI
- Карбюратор: 41 мм Mikuni x 3, впрыск топлива, жидкостный обогрев
Трансмиссия
- YVXC, вариатор, электронное переключение заднего хода
Подвеска
- Передняя: SRV-M New Spindle, амортизаторы FOX FLOAT EVOL, ход 178 мм.
- Задняя: Dual Shock SR 162, амортизаторы FOX FLOAT EVOL/FOX FLOAT EVOL R, ход 419 мм
Тормоза
- с гидравлическим приводом, 4-поршневая конструкция суппорта, легкий вентилируемый диск, механический стояночный тормоз
Габариты
- Длина: 3,38 м.
- Ширина: 1,230 м.
- Высота: 1,260 м.
- Колея лыж: 87,6-97,8 см. (регулируется)
Особенности
- Топливный бак: 37 л.
- Электростартер
- Подогрев рукояток руля и рычага акселератора
- Розетка постоянного тока в стандартной комплектации
Система смазки там не с мокрым, а с сухим картером и отдельный маслобак для этого предусмотрен.