Квадроцикл Stels ATV 800 Guepard — первый опытный тест
Квадроциклы марки «Stels» от компании «Веломоторс» уже прочно закрепились на Российском рынке мототехники. Впервые для широкой публики «бомба» под названием Stels ATV 800 Guepard «разорвалась» на столичной выставке «Мотопарк» в 2014 году. Тогда же прозвучали обещания организовать тест-драйв в самое ближайшее время… но минул целый год. Сложная экономическая ситуация в стране наложила свой отпечаток на планы по открытию серийного производства модели, однако, что чрезвычайно отрадно, смелая идея не засохла на корню. «Гепард», несмотря ни на что, будет! Правда, цена машины изменилась по сравнению с первоначальными планами существенно: ныне озвучена сумма в 460 000 рублей. Немало… Но и именитые конкуренты, коих, собственно, решили потеснить, подорожали не меньше.
Без китайских корней
Все машины на тесте были одного цвета — черного. Это предсерийные образцы и кузовные детали для них пока — это простой, легкий и хрупкий 3D обвес. Производство кузовных деталей уже налажено и скоро мы увидим Гепардов в другом окрасе. Дизайн Stels ATV 800 Guepard на самом деле придуман «Веломоторс», можно даже назвать дизайнера — Федор Самохвалов. Фамилия обязывает, но и вправду есть повод для гордости — просто отлично смотрится модель: ярко, броско и напористо! Жаль, что в нашей шестерке нет квадриков в фирменной раскраске — желтой с черным. Целиком черные машины выглядят мрачновато. Впрочем, многие любят этот цвет.
Если цветом все машины схожи, то в конструкции есть нюансы. Одни модели с серьезными грязевыми колесами MAXXIS Zilla, на других протектор не столь агрессивен. Шины имеют диаметр 26 дюймов. Амортизаторы тоже есть попроще, а есть с регулировкой поджатия пружин — покруче. Утверждают, что в серию пойдут и колеса самые злые, и подвеска заряженная. Моторы у всех одни: 67-сильные, 800-кубовые, V-образные. В основе — немецкий образец, а производство их, как и было обещано, не первом этапе ведется в Японии, но в будущем, году к 2017, планируют наладить отечественную сборку. Надо специально отметить, что в «Гепарде» нет ни одной китайской детали. Наверное, китайцы, если бы они читали эти строки возмутились бы: у них тоже есть вполне качественные товары. Но завалив мир в свое время недоброкачественным товаром, крайне трудно теперь вернуть себе имидж надежного производителя.
Выбираю экземпляр, наиболее приближенный к серийному — с «правильными» колесами и подвеской. Сажусь за руль. Бросается в глаза красный шнур аварийного выключения двигателя, как на водной технике. Если вдруг наездник слетит, то зажигание выключится, коли шнур закреплен на пилоте. На мой взгляд, совершенно излишняя на квадрике вещь. На взгляд производителя, тоже, но таковы новые требования сертификации квадроциклов. Чиновники придумывают непонятно что и зачем, приходится подчиняться, вопреки здравому смыслу. Разумеется, ни один человек из нашей команды шнур на руке не закрепил — просто повесили петлю на рукоятку руля. Уверен, что так же будут поступать все будущие обладатели «Гепардов».
Шустрый Гепард 800
Поворачиваю ключ зажигания — вспыхивает значками инфодисплей: бак, согласно показателям уровня топлива, пуст. Понимая, что такое вряд ли возможно, ведь технику подготовили к пробегу, заглядываю в горловину, открутив пробку, находящуюся на заднем правом крыле: бензина, как и следовало ожидать, под горлышко. Оказалось, указатель уровня пока не подключен — издержки опытного экземпляра. Кстати, объем бака по сравнению с заявленным уменьшили: он вмещает не 40 литров, а 30. Посчитали, что такого запаса достаточно. Бак у Стелс Гепард 800 расположен над задней осью, а не между колен, что встречается чаще. У коллег уровень топлива отображается правильно, зато у меня самый новый квадрик: пробег — всего пара десятков километров. Инфодисплей, заметим, видно неважно — слишком плоско он установлен, его бы чуть развернуть к пилоту.
Посадка вполне ничего — не к чему придраться. Ноги надежно стоят на широких подножках с зубчатыми накладками, предотвращающими скольжение подошв ботинок. Руки сами ложатся на руль: и наклон его, и высота подобраны удачно. Замечаю герметичный бокс для мелочей на правом крыле, с резьбовой крышкой, есть бардачок с защелкивающейся откидной крышкой и по центру, перед сиденьем.
У Stels ATV Guepard 800 усилителя руля нет, но руль даже на месте крутится от одного крайнего положения до другого очень легко — молодцы, грамотно рассчитали рулевое управление. Но хватит осматриваться — пора ехать. Никак не удается включить передачу, ориентируясь на положения рычага КПП в гребенке. Неистово двигаю рычагом, следя за показаниями включенной передачи на дисплее, легко подгазовываю, чтобы определить, в каком положении находится трансмиссия. Люфты в механизме переключения слишком велики, от этого и такая неоднозначность в переключениях. Немаловажно и то, что конструкция силового агрегата тут отличается от привычной: КПП вместе с вариатором тут находятся в отдельном блоке, а не составляют единый агрегат с двигателем. Причина — универсальность: этот «V-образник» идет и на снегоходы «Росомаха», но трансмиссия там совершенно иная. Приноравливаюсь кое-как, но, разумеется, если в серии окажется такой же невнятный механизм переключения, то «Гепард» просто не состоится как квадроцикл! Верю, что все огрехи первых экземпляров оперативно ликвидируют.
Мотор радует — отлично отзывается на газ, чувствуется запас по мощности. Подвеска понравилась еще на ходовом макете во время короткого теста в Жуковке, не разочаровала она и сейчас — лечу по ухабам лесной просеки, не сбавляя скорость. В городе уже вовсю шумит весна, а туг, практически сразу за кольцевой дорогой, правда, в северном направлении, снега еще знатные. Сворачивая с асфальта, сразу переходим на полный привод, в особо засадных местах даже подключаю блокировку переднего дифференциала. «Гепард» лезет всюду, что заправский трактор, лишь выбросив весь снег из-под колес, повисает окончательно на «брюхе» и встает Но это не джип: раскачивая его, часто удается сдвинуться с места, сдать назад, чтобы с ходу снова врубиться в снег и продвинуться еще немного вперед. В несколько приемов удается пробиться через плотные, слежавшиеся снега, где и хороший внедорожник вряд ли бы прошел. Уж если совсем крепко засел, то можно прибегнуть к помощи коллег, подтолкнуть квадрик или же дернуть его при помощи другого «Гепарда». После таких упражнений с удивлением обнаружил на одном квадроцикле чуть согнувшийся вниз кронштейн шарового фаркопа, на который накидывали петлю буксира. А ведь толщина металла немаленькая, получается, что качество его не очень, и это настораживает. Инженеры и технологи «Веломоторс», пожалуйста, усильте кронштейн!
Изрядно, но в удовольствие набуксовавшись, выскочили из леса на припорошенный снегом еще крепкий лед Пироговского водохранилища. Группируюсь за рулем и нажимаю до упора на курок газа. Мой «гепард» легко разгоняется до сотни. Быстрее и не нужно. Динамика разгона тоже достойная, хотя лед — не та поверхность, на которой стоит ее проверять. Все говорит о том, что по энерговооруженности Stels ATV 800 Guepard не уступает именитым конкурентам аналогичного класса.
Что в остатке
Носимся, как угорелые, на «Гепардах» целый день. Не обходится без неприятных курьезов. На одной машине посреди леса выскакивает рулевой вал из сошки. Хорошо, что это случается при маневрировании на малой скорости, а если бы на хорошем ходу. Опасная неисправность! А причина, как всегда, в мелочи: открутилась гайка, фиксирующая рулевой вал. Мало уйти от китайских комплектующих, надо еще организовать качественную сборку качественных деталей, иначе надежной машины не получить. Обидно, что кто-то на заводе недосмотрел, недотянул. Надеюсь, правильные выводы уже сделаны и в серию пойдут добротно собранные квадроциклы.
Есть хорошая русская поговорка, отражающая начало какого-либо большого дела: «Первый блин комом». Честно говоря, в данном случае кома особо не получилось, но и сказать, что блин совсем не подгорел, нельзя. По ходовым качествам Stels ATV 800 Guepard мне понравился, по дизайну и эргономике — тоже. Огрехи сборки списываю на опытность производства первых экземпляров, надеюсь, что все наладится. С нетерпением ждем серии и настоящего большого теста, когда потенциал машины раскроется полностью.